“Наболевшие вопросы любителей музыки и музыкальной молодежи.”

И опять, и опять молодой народ волнуеется. А этот пианист? А этот музыкант? А этот скрипач? А он что, как? Прекрасный-не прекрасный?

Ребятки! Давайте посмотрим “маме-правде” в глаза.

От до-баховского времени и до начала 20-го века никто и не задавался подобными вопросами. Потому что подобные вопросы не имеют почвы под собой.

Что делали музыканты всю историю? Правильно! РАЗВИВАЛИ искусство по всем параметрам. От техники до палитры, от инструментов до композиции.

Пианисты, скрипачи, как Вы все знаете, соревновались не на конкурсах, а достигнув большой известности своими заслугами в искусстве. Они демонстрировали друг-другу с полной отдачей и открытостью КАКИМ ОБРАЗОМ они развили искусство.

Лист-Тальберг, Паганини-Шпор и другие шли друг к другу и делились открытиями. И выносили их на суд слушателей.

Тальберг “побеждает” в очном поединке Листа более эффектной внешне игрой. В более длительной перспективе Лист побеждает всех, так как двигает исполнительство в глубину, раздвигает рамки, в которых побеждал блистательный Тальберг.

Эстафету этих прекрасных людей и мастеров подхватывает Рахманинов. Он обогащает пианизм Листа, остающийся во многом внешним, невероятной широтой звуковой палитры и такими средствами выразительности, красок, живописи, интимнейших переживаний в пианизме, каких до него не знал мир.

Рахманиновские фортепианные композиции были средством фиксации его открытий и инноваций.

Революция 1917 прерывает его поиски, он уезжает, вынужденный работать поденщиком фортепиано. Закатывается эра открытий.

Мир воспринимает пианизм Рахманинова как эталон. Справедливо. Но это не мертвая материя. Если дело не развивается, оно деградирует. Любое. Превращается в паразитирование ремесленников на открытиях прошлого.

Так и произошло с уходом Рахманинова из большой музыки в евро-американский мир “продажи товара”.

Мы не можем винить С.В. за это. Наступил страшный век войн и революций неслыханной разрушительной силы. Людям стало не до открытий в пианизме. Быть бы живу!

Девственный американский мир пианистического искусства принялся эксплуатировать то, что досталось и осталось от открытий самого недавнего прошлого.

Случилось нарушение смыслов, концепции творчества. Наступило время паразитов в музыке. За сто лет не свершилось ни одного продвижения вперед, ни одного подлинного открытия или инновации в исполнительстве. Сошло на нет, как результат совокупности причин и композиторское дело. Остановилось развитие инструментов.

Я надеюсь, вам будет теперь понятно с какими критериями подходить к оценке инструментального искусства. “Красивый звук”, “дивный пианизм”, “вдумчивое исполнение”, “зверский темперамент”, “необыкновенное мастерство” и “законченность” исполнительнско стиля”?

Это паразиты на теле исполнительского искусства. Нещадно эксплуатирующие уже почти мертвое тело музыки. Убивающие душу творчества.

Нет открытий – убирайтесь вон со сцены.

Вот девиз, с которым молодежь должна вступить в 21 век.

AG

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s