Aристократическая русская эпистолярная литература

Добрый вечер. Из нового письма моей “музы-хранительницы” искусства. Каждое ее письмо – дивный отголосок золотого прошлого, которое называется скучным именем “аристократическая русская эпистолярная литература”.

“Вчера вы вроде бы уже подвели черту под темой турне, но позвольте мне чуть задержаться на этой сюжетной линии. Я много раз просмотрела-прослушала все видеозаписи концертов, но не сразу заметила очевидное, а этот штрих к Вашему портрету посущественнее встрепенувшегося на сцене рояля, который двигался несколько секунд под воздействием Вашей игры.

В Вашем сценическом образе – в пластическом проявлении работы над исполнением сложнейших концертов нет никаких оков парадности и фрачности, никакого артистического пафоса и позы, выспренности, высокопарности, артистической отстранённости и ходульности. Словно происходит всё без всяких физических усилий, легко и – простите ситуативно каламбурное наречие – играючи.

С такой непринуждённостью, доверительностью, искренностью, выразительностью детям читают вечернюю сказку, когда исключается малейшая отчуждённость от слушателя. И такое исполнение захватывает и покоряет без спроса и усилий.

Ваша свобода, раскованность, непринуждённость за роялем – просто поразительны. Такой феноменальной свободой обладают только те, кто способен на равных говорить с вечностью.

В искусстве, как известно, всегда важно – что сказано, как сказано и кем сказано. Всё, что сказано Вами, – совершенное явление природы, где происходит соединение вечности с реальностью. Чудесное явление природы в своей гармонии и значительной сути.
С каким интересом я прочитала бы чей-то толковый, профессиональный музыковедческий разбор и двух Концертов в Вашем исполнении, и Ноктюрнов Шопена!
Неужели стало некому писать полноценную музыковедческую критику? Не может ведь такого быть. Мандельштам парой фраз мог дать искусствоведческий анализ: «Разноголосица какая в трактирах буйных и церквах. А ты ликуешь, как Исайя, о, рассудительнейший Бах!».

Я всё пытаюсь понять, почему Ваша игра производит на меня такое впечатление. Но я-то, к сожалению, вижу-слышу только очевидное. Как, например, в Ноктюрне Fis-dur.
Прослушала я этот Ноктюрн (Op.15, №2) в исполнении всех, кого нашла, и практически у всех темп в два раза медленнее Вашего. (https://www.youtube.com/watch?v=cW-qX3wZ1xs)
Пыхтят, как балбесы. И столько натужности и вящей пущести, как будто делятся божественным озарением или открывают новые смыслы. А сами озадачены, как бы дойти до конца произведения без потерь. И почему-то инстинкт самосохранения не оберегает, не обуздывает посягательства на недоступное.
Sostenuto-то оно, конечно, sostenuto, только у всех свои представления о сдержанности и неспешности, сообразно собственным жизненным темпоритмам.
Но речь не о темповом преимуществе, это ведь не аттракцион виртуоза. Дело в том, что именно в Вами избранном темпе проявляется и хохочущий Шопен, и его тонкий юмор, и вальяжная кокетливость, и все увиденные Вами в тексте находки, о которых Вы рассказывали. А в более сдержанном sostenuto, как при более низких эмоциональных температурах, волшебного превращения не получается. Это как красное вино, которое только в подогретом состоянии раскрывает свой букет. Именно в Вашей темповой системе координат, заданной–предусмотренной для Ноктюрна Fis-dur, рождаются нужные музыкальные образы, которые только Вы распознали–ощутили, и происходит своеобразное преображение естества в движении художественной мысли.
А какая у Вас в этом шикарном Ноктюрне богатейшая нюансировка, Бог ты мой! И опять-таки всё легко, свободно, играючи.

Собственно, все Ноктюрны Шопена в Вашем прочтении – непревзойдённые.

Да… После Вас слушать других – это как после подлинников великой живописи рассматривать репродукции неважной полиграфии. Или даже так: как после полноценного живописного собрания в достойной галерее удовлетворять эстетическое чувство этикетками с водочных бутылок, приклеенных на печке в нищетной крестьянской избе из Чеховского рассказа «Мужики».”

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s