Дела профессиональные

Хочу дать подсказку, или, даже ключ к решению главной проблемы интертрепаторов 20-го века.
Почему никогда не получается живая музыка. По многим причинам – от таланта, творческой потенции до глубины культуры и интеллекта. Но есть и элементарные “детские ошибки”.

Пригодится западным критикам, а то они уже лет 30 плачут на тему – “почему так скучно слушать классическую музыку, несмотря на обилие “прекрасных” солистов и дирижеров”.

Время. Это первая и “заглавная ” ошибка последнего века. От потери внутренней свободы личности как на “западе”, так и “на востоке”. Я уже об этом и в лекциях говорил, и писал в постах. Все дамы и господа, мучающие “народы мира” классическими звуками как бы музыки – от симфоркестров до ложек – тупо не понимают, что время в жизни произведения – это не ритм метронома. С “расширениями”, “замедлениями” и “ускорениями”. Это, по меньшей мере, совокупность компонентов – личность, характер композитора, со всем “набором” опыта пережитых им жизненных страстей, художественная задача того, или иного произведения, даже миниатюры, тональности, скрытого подтекста, формы, времени и места рождения произведения. Также и обстоятельств – как метафизических, так и бытовых.

КАЖДОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВЕТ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ ВРЕМЕНИ, ГДЕ РИТМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУЛЬСОМ И ВРЕМЕНЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Поэтому, игра всех исполнителей, послефуртвенглеровского времени (он последний инстинктивно пытался пробиться сквозь мертвое тело метрономического времени в своих исполнениях, поэтому часто терял оркестр, из-за квадратности мышления немецких музыкантов, недостатков дирижерской техники и нехватки времени репетиционного процесса) – это исполнения музыкальных дятлов. Особенно отличились тут советские исполнители, гертруды в особенности. Никакое техническое мастерство, красота звука, внешняя форма не оживят произведения (всегда будет труп), если не дать полную свободу музыке, наполнив ее ощущением времени, совершенно в отличном от нашего современного ощущения метрономического пульса измерении. Иными словами – каждое произведение живет в своем уникальном, неповторимом космосе, подчиняясь законам этого космоса. Никакие “рубато”, замедления-ускорения не помогут!

Этому музыкантам и критикам надо учиться совершенно наново, с нуля. Так как эта философская музыкальная мысль потеряна уже в начале 20-го века. И это – первый шаг к возрождению музыки. Живой музыки.

PS Время в музыке течет и живет не по земным человеческим представлениям. И, даже не в космических пропорциях (световые мили, миллисекунды и тд). Совсем по другим законам. Говоря приблизительно – время в музыке диктуют эмоции и состояния. Музыка – идеальная форма жизни. И время в музыке тоже идеально. Т.е. оно диктуется идеальной материей, которая живет в звуках. Поэтому почти всё, что есть в исполненительстве до сегодня – не годится.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s