Ludwig van Beethoven

Мы с детства знаем эту картину. Любопытно, кому вы, мои друзья, симпатизируете в этой сцене. Чьему поведению отдаете предпочтение, мудрому Фольфгангу или мятежному Людвигу? 🙂

19904898_1321288574584997_2181595043054677111_n

Бетховен говорил об этом эпизоде: «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей».

Гете же писал в письме: «Этот Бетховен — малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен… Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным».

ee3297388a58f51f1fbbf9415f40c184
Этот, забавный на первый взгляд, случай ставит серьезные этические вопросы. Бетховен был вспыльчивый, “желчный коротышка” и отвечал снобам по принципу “зуб за зуб”. Давая урок родственнику императора, который заставило его ждать, он нарочно растянул ему палец во время занятий, “отомстив” за проявленное неуважение к его персоне и личному времени.
Гёте служил при этом дворе, да еще и в генеральском чине. Был “величественно терпим” к недостаткам.Все поведенческие вопросы, поднятые этой картинкой, остаются актуальными и по сей день.

PS Да, а дело было так – Гете и Бетховен встретились лоб в лоб с двором, гуляющим “веером”. Вопрос был – сходить ли на обочину в поклоне (Гете) или пройти сквозь гуляющих, коснувшись края шляпы, как делают при не близком знакомстве (Бетховен).
Самоутверждение здесь Людвига – детская глупость. Но он так и не стал взрослым и в этом прелесть его творчества. Умным я тоже никак бы его не назвал, он очень ограничен. Но и в этом “секрет” его близости массам. Что касается моего взгляда – я бы и не стал обращать внимания какая передо мной придворная или вельможная кукла, отдал бы должное этикету не задумываясь, оставаясь в своем мире и при своих мыслях.
PS Мой “вердикт” и тому и другому – это всё “детский сад”. Удивительно, что создатель Фауста” не усмехнулся понимающе простодушию Бетховена. Удивительно, что два “самых больших” немца так девственно неразвиты в понимании реального назначения человека разумного, мыслящего.
Leave a Reply

