Johann Sebastian Bach

Самая большая сложность в исполнении музыки Баха – уметь отличить где говорит Бах-человек светский, где говорит Бах-церковник, где Бахом руководит схоластическая композиторская техника контрапункта, где отдана дань моде барокко.

Для этого надо очень хорошо “пережить” всего Баха неоднократно. Познать эпоху его творчества, сравнить со всей музыкальной литературой его современников. “Вычислить” человеческую разницу характеров, вычленить технические “общие места”, характерные для времени, научиться во всех композиторах того времени видеть человека-композитора. Во многом, это труд психологический, антропологический и исторический.

Со временем откроется знание где и как проявляет себя Бах. Тогда не будет ошибок и неуверенности в красках и состояниях. Самая тяжелая ошибка – играть Баха в “одном ключе”. Еще ужаснее – умозрительно. Но еще ужаснее – стилизованно-барочно. Бах – человек многогранный, земной, страстный. Абсолютный человек Ренессанса. Он любит быстрые темпы, у него огненный темперамент, он очень страстен, часто очень эротичен. Это огромный “земной” человечище. Играть его – наслаждение. Познать его – очень сложно. Но вполне возможно. Жизнь сейчас не так коротка, как прежде.

PS К Баху. Самый деликатный момент в исполнении музыки Баха – его личное отношение к религии. Он часто не видит разницы между персонажами Евангелия и собой, наделяя своих “героев” – преимущественно Jesusa – полнокровными человеческими, а проще сказать, собственными качествами. Гораздо проще, когда Бах уходит в женские образы. Тут чувственность и более ничего. С одной стороны это молодой протестантизм, “приблизивший” человека к богу, с другой – великолепная детская наивность. Подобная наивность вообще свойственна немцам. Такой же чистый ребенок и Бетховен. Но Бетховен – уже “отпетый романтик”, с ним “всё ясно и просто”, тогда как Бах – “строгий” барочный “классик”.
И тут надо очень и очень тонко разграничивать и взвешивать краски. Всё решает баланс между эпохой, национальной культурой, личностью, отразившейся в музыке, техническими приемами. Переборщить “личного” – выплеснешь Баха с кипящей энергией, недобрать – Бах умрет. В этих тонкостях и кроется живой Бах, “поймать” которого, как я сказал, очень и очень трудно, но возможно и “ловить” его безумно интересно.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s