Mass in B minor BWV 232

Have a “good Monday”.

Продолжая тему Баха. Здесь три фрагмента из “Высокой мессы си минор”. Огромного сочинения длинной почти в два с половиной часа. Эти три фрагмента показывают нам Баха-человека. Свободного композитора. То, о чем я говорил в постах ниже (как важно уметь “ловить” живого Баха, “забывшего” о технике, моде, оковах форм и времени, улетевшего в своем мире в свой космос). И вот такого Баха в 2.5 часах его прекрасной музыки всего 18 минут. В самых “решающих” момента евангелия. Здесь Бах парит, свободно, совершенно как современный симфонический композитор, наслаждающийся “нетематической” музыкой. Он играет гармониями, он УЧАСТВУЕТ всем сердцем в каждой модуляции, он живет в этих фрагментах без “выключения”. Он становится “emotional” (после 6й минуты). Он просит крещендо и музыка требует экспрессии симфонической романтической музыки. Это редко случается в те времена при сочинении духовной музыки. Многие пуристы-философы осуждают Баха за эти “интервенции” личного, чувственного в “высокую музыку”. Он здесь отождествляет себя с Христом (7.45 мин мы слышим “распят, распят”). Поэтому, в отличие от хрестоматийных “отстраненно-безучастных” повествований, он вовлекается лично в драму и “теряет” необходимую бесстрастность “музыкального евангелиста”. Это эмоциональный драматический симфонический Бах. Его мир, его душа без какой-либо “примеси”. Это уже современное симфоническое творчество.
Затем, в третьем фрагменте одно из самых уникальных озарений Баха, когда после жесткой, “распинающей” остинатной музыки (11.20, он очень любит такую технику в страстных рассказах) вдруг… Бах посредством музыки рассказывает о (в)неземном – воскресение (14.10). Это уже не музыка, а скорее кинематография. Даже не зная о чем речь, можно с уверенностью сказать, только слушая музыку, что происходит чудо. Здесь – чудо воскресения. Бах наслаждается своим талантом, сбивает темп, ритм и взлетает в музыкальном космосе вместе с Иисусом. И от души веселится в трубных звуках глории по воскресению. “Воскрес, воскрес” восклицает хор 16.24). Можно и без слов, и без хора, настолько Бах окреп в симфоническом мастерстве. Он созрел.

Запись с Карлом Рихтером, 1969 год

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s